Семь заветных слов   Слово - не что иное, как отдаленное и ослабленное эхо мысли. (Гюстав Флобер)  
  Лирика Древнего Египта Ораторы Древней Греции Русские былины Философские разговоры Слово Пушкина Литературная гостиная Лингвистика  

Главная

Философские разговорыФилософия и поэзия Омара Хайама
Мишель Эйнем из замка Монтень
Т. В. Кузнецова. Народность искусства как проблема эстетической теории
В. Ф. Шаповалов. Творчество: борьба, свобода и духовное одиночество
А. Т. Павлов. Особенности русской философии
О. С. Пугачев. Философия В. Соловьева
Ю. М. Устюшкин. Культура и гуманитарное знание
В. И. Холодный. Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение






Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение

1. Личность и Вечность

В. И. Холодный

В сознании миллионов людей идея воссоздания духовной цивилизации долгое время ассоциировалась с понятием «социализм», в котором выдвигалось требование ликвидации таких считавшихся несовершенными социальных систем, как «феодализм» и «капитализм». Но с естественной необходимостью и в объективном социальном процессе, и в его понимании произошли существенные изменения с тех пор, когда с помощью указанных понятий создавалась универсальная марксистская модель общественного развития. Современные модели независимо от их идеологической направленности базируются на несколько иной терминологии.

Мировая цивилизация переживает сегодня специфический аксиологический кризис, и для понимания проблемы ее возрождения следует уяснить понятие духовности и рассмотреть механизмы ее формирования. Нередко в это понятие включаются исключительно сфера культуры и общепринятые нормы человеческого поведения. Оценивая такую трактовку духовности как поверхностную и весьма условную, целесообразно в согласии с многовековой философской традицией выделить в ней следующие основные уровни: внутренний и онтологизированный (материализованный, объективированный, опредмеченный).

Внутренняя, спонтанно действующая аксиологичность человека мало объяснима, но именно ее люди всегда чувствуют и размышляют о ней, живут под ее непосредственным влиянием. Онтологизированная аксиологичность представлена во всех видах человеческой деятельности н ее результатах. В данном плане творчество в сфере культуры отличается от предметной деятельности только степенью эстетической выразительности, но в том и другом случае происходит различный по форме процесс материализации духовности, В объективированных формах внутренний духовный мир человека находит частичное проявление в виде отчужденного и инобытия. Возникает вопрос: каковы же механизмы формирования спонтанной духовности, лежащей в основе всех сфер жизнедеятельности?

Этот вопрос стихийно присутствует в мировой философии, и различные мыслители косвенным образом давали на него те или иные ответы. На мой взгляд, данную ситуацию наиболее глубоко осмыслил родоначальник русского славянофильства А. С. Хомяков. В его религиозной аксиологии и всей философской системе в качестве центральных выступают такие понятия, как «личностный нравственный разум», «соборный разум» и «всецелый разум». Переводя эти взаимозависимые понятия на современный секулярный язык, мы с их помощью воспроизводим триединый субстанциальный процесс стихийного взаимопревращения духовных первоначал: личностного, коллективистского и космического, понимая под последним вечный источник всего существующего. Сам этот спонтанный процесс и вырабатываемые в нем установки сознания представляют собой духовный фундамент всей человеческой жизнедеятельности.

В атрибуте самодвижения природы таятся ее жизненность и Вечность, что обусловливает постоянное присутствие в космосе потенциальной возможности порождать духовность, которая, реально возникнув в социальной среде, проявляется в сознании людей путем их общения между собой, путем коллективистское целеустремленности к Вечности, к своей прародительнице. Духовный коллективизм выступает здесь как форма существующего единства личности и Вечности, как способ проникновения личности в Вечность. а Вечности в личность. Исходным гарантом наличия смысложизненной ситуации в обществе, а также духовной целостности и свободы отдельной личности выступает такой коллективизм, который стихийно нли сознательно ориентирован на восприятие Вечности как потенциальной духовной силы.

Принципиально важным представляется сам тип отношения человека к природной Вечности. На уровне религиозности Вечность воспринимается как некая универсальная надприродная духовная субстанция. На уровне рационалистически-прозаического отношения к Вечности человека подстерегает опасность утилитарной обездуховленности, поскольку объективно ему отводится роль функционера, подавляемого безжизненной материальностью природы. На основе преодоления и религиозного и прозаически-материалистического понимания природы, по сути, и возможно формирование регулярно-духовного восприятия Вечности как прародительницы человека, как притягивающей к себе универсальной космической силы. Иными словами, наряду с естественнонаучным изучением природы следует масштабно расширять и углублять духовно-ценностное ее постижение, являющееся основой становления аксиологической атмосферы в обществе и соответственно смысложизненных переживаний отдельного человека.

Публикуется по изданию: Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №6 1992 год

Дополнительная информация: Психология личности и различные аспекты бытия рассматриваются на сайте Семь золотых рыбок.



Следующая страница: 2. Секулярная соборность

   • Начало  • Философские разговоры   • В. И. Холодный. Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение   • 1. Личность и Вечность  


  Египет  |  Греция  |  Былины  |  Святые  |  Философия  |  Пушкин  |  Гостиная  |  Лингвистика  
  © Семь заветных слов, 2009-2021.
Статьи, лекции, заметки по языкознанию и литературе от древнейших времен до наших дней.
Слова и речи, афоризмы, тексты книг, рецензии и обзоры литературы.
О проекте
Карта сайта

Яндекс.Метрика
Web-master